Magicsport.by

Рекомендации по техническому обслуживанию велосипеда

 Скоро Вы достанете ваши велосипеды с балконов и вот Вам несколько полезных советов по эксплуатации и техническому обслуживанию велосипедов.  

Велосипед, равно как и любое другое механическое транспортное средство (автомобиль, мотоцикл) в процессе эксплуатации подвержен износу всех узлов и требует проведения периодического технического обслуживания. Поскольку условия эксплуатации велосипедов сильно отличаются ввиду разнообразия стилей катания и годового пробега, а различные узлы требуют различной периодичности в обслуживании (как и у автомобилей), разумнее всего представляется проводить полную переборку один раз в год по окончании сезона.

  Почему то существует мнение, что велосипед починить, перебрать и смазать может каждый, сейчас ситуация существенно поменялась, и для того, чтобы разобрать современный велосипед понадобится множество дорогостоящих спец-ключей и съёмников, при применении которых нередко требуются профессиональные навыки. Поэтому рекомендую техническое обслуживание проводить в специализированных мастерских.

  Важно отметить, что новые велосипеды требуют полной переборки по окончании первого сезона независимо от пробега, поскольку после покупки и начала эксплуатации происходит первичная приработка трущихся узлов, ввиду чего масла и смазки накапливают достаточное количество микростружки и могут начать работать как абразивная паста, приводя к усиленному изнашиванию сопрягаемых поверхностей. После наступления периода установившегося изнашивания периодичность проведения технического обслуживания можно увеличить. В целом, после первичной приработки всех узлов на новом велосипеде (примерно через 500 км) качество их работы заметно улучшится благодаря уменьшению коэффициента трения сопрягаемых поверхностей за счёт достижения оптимального значения шероховатости. В частности, подвеска будет лучше отрабатывать мелкие неровности, тормоза станут более эффективными, а выбег велосипеда увеличится. В целом, интервал обслуживания велосипеда зависит от уровня его навесного оборудования и может варьироваться в пределах от 500…1000 км (Deore и ниже) до 1500…2000 км (SLX и выше).

Вот приведем пару рекомендаций по эксплуатации велосипеда:

 - Переключение скоростей. Многие покупатели задают один и тот же вопрос типа зачем в велосипеде столько много скоростей? Конечно 18 и более скоростей мало кто использует, большинство ставят наиболее повышенные (скоростные звезды) они позволяют не очень часто вращая педали ехать быстро, но это ведет к быстрой утомляемости и существенному износу цепи и звезд. В выборе подходящей передачи нужно руководствоваться простым правилом - при интенсивной езде частота педалирования (каденс) не должны падать ниже 60 оборотов в минуту, и если вы чувствуете, что каденс падает ниже этих 60-ти и вы не в силах поддерживать его в данных условиях (подъём, встречный ветер, просто усталость), переключайтесь на пониженную передачу, велосипед вам скажет спасибо. Переключаться можно только тогда когда крутите педали, также следите, чтоб не было перекосов цепи.

  - Многие новички или подростки любят тормозить только задним тормозом, т.к. при использовании переднего можно перелететь через руль. Конечно, иногда такое происходит с неопытными велосипедистами, но, важно понимать, что задний тормоз обеспечивает только 30% торможения, передний же, соответственно 70, т.о. используя только задний, вы в 3 раза увеличивайте тормозной путь и в экстремальной ситуации это может сильно повредить вашему здоровью, также сильно увеличивается износ резины и колодок! Таким образом, когда вы начинаете ездить на велосипеде с ручными тормозами, важно привыкнуть при торможенииВСЕГДАодновременно нажимать на обе тормозные ручки!

  - Велосипедная цепь. Как известно, велосипедная цепь одна из самых уязвимых частей велосипеда, т.к. она никак не защищена от влаги и грязи. За ней вам в большей степени придется ухаживать самим. Здесь пословица «маслом кашу не испортишь» не подойдёт. Лишняя смазка более вредна цепи, чем полное её отсутствие! Грязь сама по себе не опасна для цепи, т.к. быстро самоустраняется с рабочих поверхностей, если поверхность цепи сухая. Теперь предположим, что вы обильно смазали цепь маслом. Лишняя смазка тут же смешивается с грязью и циркулируя, постоянно доставляет песок на рабочие поверхности цепи, быстро изнашивая её. Так вот, если цепь вообще не смазывать, то она прослужит около 77%  от ее возможного пробега (правда будет издавать писк), если её смазывать правильно. Если же смазывать неправильно, то цепь может прийти в полную негодность пройдя 15-20% от своего максимального ресурса. 

 Итак:

ИНСТРУКЦИЯ

  -Момент, когда цепь уже необходимо смазывать определяется на слух. Если цепь начала "стрекотать" при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, стоит отложить.

 -смазку удобнее всего производить маслёнкой с тонким носиком либо медицинским шприцем. 

 -можно использовать исключительно жидкое масло, чем оно жиже, тем лучше. Из недорогих и общедоступных масел отлично подходит масло для швейных машинок.

  -смазывать необходимо только ролики, которые находятся между боковыми пластинами цепи (не путать с роликами заднего переключателя!), причём для смазки одного ролика достаточно одной небольшой капли масла, которое должно впитаться в зазор между ним и боковыми пластинами. Чем меньше масла останется на поверхности цепи тем лучше. Боковые поверхности цепи должны оставаться сухими. После смазки нужно минуту-две покрутить педали назад, чтобы масло равномерно разошлось по всем элементам цепи.

  -смазывать можно либо каждый ролик отдельно, либо просто держать маслёнку около зазора между боковыми пластинами цепи, крутя цепь педалями, правда второй вариант требует некоторой сноровки, т.к. можно случайно перелить.

  -смазывать нужно только цепь, шестерни в смазке не нуждаются.

Седло

  Казалось бы седло. Ну что седло? А нет, тоже важный аксессуар, т.к. плотно связан с очень важной частью тела. Так вот, после первых выездов эта важная часть тела начинает серьёзно болеть, что часто вызывает у начинающего велосипедиста недоумение и панику, перерастающие в разочарование и озлобление на весь велосипедный мир. И действительно, после первого выезда длительностью 20-30 км, в большинстве случаев попа болит так, что 2-3 дня на велосипед сесть невозможно. Хочу успокоить, после 3-4 выезда это обычно проходит. Если конечно перерыв между выездами не исчисляется месяцами.

После первого выезда каждый покупатель начинает подумывать о седле более широком, более мягком и более нежном... оно начинает сниться по ночам, а днём... Днём начинает мучить вопрос, почему же все велосипедные сёдла не делают именно такими? Объясняю. Чем чаще вы ездите на велосипеде, тем более узкое и жёсткое седло стоит использовать, т.к. при частой езде жёсткость седла перестаёт ощущаться, а вот вероятность получить потёртости тем меньше, чем уже ваше седло. В общем, если вы ездите часто и много, то стоит использовать именно узкое и жёсткое седло.

Хранение

  Конечно же, хранить велосипед лучше всего в квартире, я лично именно так и делаю. Но я понимаю, что жилищный вопрос стоит жёстко и в борьбе за квадратные метры велосипед чаще всего проигрывает всем, и стиральной машине, и телевизору, и компьютеру, и даже такому позору как велотренажёр. Я это всё понимаю и почти не осуждаю, балкон так балкон. Вот вам краткая инструкция хранения велосипеда на балконе:

1. Балкон должен быть застеклён.

2. Велосипед должен быть защищён от прямых солнечных лучей, т.е. попросту говоря, накройте его чем-нибудь от солнца.

3. При длительном хранении шины не должны быть спущены полностью.

Ну вот, собственно, и всё. Нет, конечно, эту тему можно было бы развивать и развивать, но если вы хотя бы будете соблюдать эти три несложных правила, то ваш велосипед прослужит гораздо дольше.

Что ещё купить к велосипеду?

Многие из нас помнят, что мощная советская велосипедная индустрия комплектовала велосипеды всем необходимым, а именно крыльями, багажником, насосом и волшебной сумочкой с инструментами и комплектом для ремонта шин, которую мы называли замечательным словом "бардачёк". Мы покупали велосипед и не мучились вопросами, что к нему ещё купить, и не только потому, что всё было в комплекте, но и потому, что купить к велику было больше, увы, нечего. Хотя нет, вспомнил! Продавался счётчик километража, который цеплялся на вилку и цокал о винтик, который крепился на спицы, классическая вещица!

Это я к тому, что сейчас большинство велосипедов не комплектуются подобным образом, и не смотря на возмущения многих советских людей по этому поводу, я скажу что это правильно, т.к. можно выбрать аксессуары самому, а не покупать то, что тебе вложили в комплект. 

Но теперь другая проблема появилась, люди теряются, что же к великукупить? В связи с эти вот вам мои скромные рекомендации:

1.  Шлем - очень нужная штука, а кто так не считает, пусть прочтёт отличную статью

"7 ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ НА ДОРОГЕ" : http://velosvit.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=90&mode=nested&order=2&thold=0#.UwiKXmJ_tQk

2. Фару и заднюю мигалку, если собираетесь ездить вечером. Тоже из соображений безопасности.

3. Крылья - тоже штука полезная, т.к. защищают от воды и грязи, летящих из под колёс. Отлично подайдет тому, кто использует велосипед,  независимо от погоды. 4. Насос - абсолютно необходимая вещь, как вы сами понимаете. Запасную камеру с собой тоже стоит возить. Цена комплекта не дорогая, относительно того, сколько придется заплатить за такси, если проколоться  за городом.

5. Инструменты - как я уже писал в начале статьи, для того, чтобы разобрать велосипед нужен чемодан инструментов и специальные навыки в придачу, но для регулировки в большинстве случаев понадобится только отвёртка и набор шестигранников, всё это есть в компактных наборах. Вот такой наборчик, который можно возить даже в кармане, я и рекомендую покупать, хотя вполне возможно, что и это вам не понадобится, т.к. для регулировок тоже нужны специальные навыки.

6. Фляга и, соответственно, флягодержатель - если ехать далеко за город, то это важный прибамбас, т.к. без воды, как известно, ужасно мучит чувство жажды.

7. Велокомпьютер - этим громким словом именуется маленькая коробочка с жидкокристаллическим дисплеем. Эта штукенция крепится на руль и показывает скорость, расстояние, время и много другой информации, объём которой зависит от модели и, естественно, цены. Само по себе это чудо техники не является необходимым атрибутом велосипедиста, но очень разнообразит езду, поэтому советуюкупить.

Вот те несколько рекомендаций, которые необходимы каждому начинающему велосипедисту для начала головокружительных прогулок. Следуйте этим советам и будет вам счастье.

О мастерской "Магия спорта"

Подробнее

© 2013-2018 Magicsport.by, Минск

При любом использовании материалов ссылка на сайт «Magicsport.by» обязательна